№1, №2, №3, №4 за 2014
Первый номер следующего 2014 года традиционно будет посвящен детскому анализу. В фокусе этого выпуска - две теоретические составляющие клинической практики детского аналитика – классический фрейдовский психоанализ и юнгианский подход к развитию. Мы предложим статьи, наиболее выразительно представляющие эти два подхода, а также рассмотрим конкретный детский случай, предложив проанализировать его материал коллегам из разных профессиональных сообществ.
Оглавление
Рютгер Шойлер. Просто быть там: с соской во рту, мечом в руке, пистолетом в кобуре, в ботинках, испачканных красками
Элизабет Урбан. Фордхам, Юнг и Самость: вклад Фордхама в развитие концепции Самости
Анна Скавитина. Дети-проекты и их жизнь в травмированном мире
Теоретические подходы в работе детского аналитика
Клиническая мастерская. Диалог двух подходов:
Елена Поздеева. Мальчик-проблема
Сергей Богданов. Психоаналитический комментарий
Елена Бортулева. Комментарий юнгианского аналитика. Наблюдения за младенцами по методу Эстер Бик
Ольга Папсуева. Первый год жизни. Организация наблюдения за младенцами в семье
Раиса Даирова. Наблюдение за младенцами, как возможность научиться понимать язык тела ребенка довербального периода
Ануш-Лилит Татарян. Случай Половинки
Опыт и идеи детского аналитика
Елена Коваленко. Пожирающий цветок. Регрессия и прогрессия в душевной жизни маленького пациента
Юлия Кобзева. Тень родителей – невроз ребенка. Где начало связи, где конец? Аспекты клинической работы
Ирина Никонова. Деструктивность в жизни клиента – результат терапии?
Аллан Гуггенбюль. Насилие среди молодежи – симптом истерического общества?
Наталья Давыдовская. Нейрофизиологический аспект теории комплексов
Шаманский круг мифов. Весна – лето – осень – зима – и снова весна
Ольга Кондратова, Елена Ратничкина. Весенний архетип: Целитель. Миф о Медее.
Рекомендуем детские книжки: развитие толерантности
Юлия Донец. Такие разные детские книжки… или опыт толерантности
Светлана Журба. Шут сильнее короля
Светлана Рудницкая. Чудо рождения и чудо возрождения
Жанна Сергеева. Аналитик и пока-не-клиент: контакт без анализа и поиск посредника
От редакции
В этом номере мы приготовили для вас романтическое приключение, разворачивающееся вокруг Анимы Юнга и разных форм взаимодействия с этим образом. От первых непосредственных встреч с этой внутренней архетипической фигурой, описанных Юнгом в «Красной книге», мы будем двигаться к ее живому воплощению в реальных женщинах – Эмме Юнг, Сабине Шпильрейн, Тони Вульф, и далее – к использованию этого понятия в практике аналитической психологии. Фрагменты «Красной книги» показывают нам, насколько трудно для Эго признать и принять парадоксальное содержание Анимы, переворачивающее привычные сознательные представления о «плохом» и «хорошем». Но, будучи принятым, содержание Анимы многомерно усложняет внутреннюю реальность, неизбежно проявляясь в усложнении и внешних отношений. Эти неоднозначность и противоречие, проживаемые с реальными людьми и влияющие на их судьбы, прекрасно отражены в публикуемом нами фрагменте пьесы Элизабет Кларк-Стерн «За пределами тени», посвященной взаимоотношениям Эммы Юнг и Тони Вульф.
Влияние Анимы проявляется не только в отношениях с партнерами – Джон Биби показывает нам последствия влияния отцовской Анимы, проявляющиеся на детях. Он рассматривает библейские примеры, в которых женское начало играет решающую роль в мужской судьбе и, что для нас особенно важно, показывает влияние Анимы аналитика на отношения с пациентами.
Питерский аналитик Оксана Лаврова рассматривает участие Анимы в создании научных и художественных текстов. Используя постмодернистский подход, она исследует фильмы Ларса фон Триера, тексты Юлиуса Эволы и Карла Юнга для понимания закономерностей взаимодействия алхимической пары Короля и Королевы.
Впервые мы представляем юнгианскую астрологию, в соответствии с которой данная тема может быть рассмотрена как интерпретация астрологических карт Карла Юнга и значимых для него женщин. Этот анализ выполнен Ириной Алеевой, одной из создательниц Московского юнгианского астроклуба.
Особо хотим отметить прекрасную статью юнгианского аналитика Роберта Моради, где он погружает нас в мифологию и поэзию, раскрывая важный смысл любовных страданий, потому что именно они соединяют нас с внутренним целителем.
Елена Пуртова, Юлия Власова
Оглавление
Сергей Моргачев. Душа с позиций герменевтики и юнгианского анализа
Сьюзан Роуленд. Юнг и гендерные вопросы с точки зрения феминизма
Роберт Моради. О любви, страданиях и внутреннем целителе: примеры аналитической работы с использованием мифологии и поэзии Руми
Карл Густав Юнг. Фрагменты «Красной книги»: образы Анимы
Элизабет Кларк-Стерн. Из тени: история Тони Вульф и Эммы Юнг (фрагмент)
Ирина Алеева. В ожидании реальности: интерпретация четырех гороскопов, давших начало одной истории
Лидия Сурина. «Эранос»: Ольга Фребе-Каптейн и Карл Густав Юнг
Ирина Забуслаева. Сабина, Эмма и Тони…
Аналитическое исследование образа
Николай Александров. Демонизация личности в рассказе И. Бунина «Легкое дыхание»
Шаманский круг мифов. Весна – лето – осень – зима и снова весна
От редакции
Тема номера – аналитическая психология и искусство. У аналитической психологии и искусства много общего, не случайно в двух работах этого номера эпиграфом взят фрагмент диалога Юнга с Анимой, где они обсуждают, чем же он занимается – наукой или искусством? Известный специалист в этой области Кристиан Гайяр пишет: «Я хотел бы с самого начала сказать, что отношение Юнга к искусству не является «приложением» к его аналитической психологии… размышления об искусстве являются одним из оснований его клинической практики и его концепции отношений с бессознательным». Именно эту идею мы хотели воплотить в настоящем выпуске журнала.
Читая работу Ави Баумана о сказках, мы раскрываем для себя новые грани понятия индивидуации, в работе Григория Зайцева о переложении музыкальных текстов – аспекты Самости, в работе Виктории Нечаевой и Ольги Сорокиной о перфомансах – диагностические критерии пограничной личностной организации, в статье Льва Хегая о связи образа и религии – лучше понимаем юнговскую идею держаться ближе к образам.
Ценность искусства для нас – в расширении возможностей понять индивидуальную и коллективную психику. В этом номере гармонично соединены разные грани этого понимания: теоретическое (работа Сильвестра Войтковски), клиническое (статья Джой Шаверьен) и методическое (статья Натальи Серебренниковой). Внимание к бессознательному, ценность образа и символа, мастерство и спонтанность процесса – все это вместе и тонкое искусство, и глубокий анализ.
Елена Пуртова, Юлия Власова
Оглавление
Лев Хегай. Образ и не-образ в современном искусстве и архетипической психологии
Григорий Зайцев. Некоторые аспекты композиторского творчества
Виктория Нечаева, Ольга Сорокина. Новая мистериальность. Параллельные процессы в актуальном искусстве и практике аналитика
Вера Зайцева. Воплощение музыкальной мысли как проявление Самости: к вопросу о процессах композиторского творчества
Наталья Серебренникова. Арт-терапевтические техники и юнгианский анализ
Ави Бауманн. Путешествие в мир теней
Петр Подлинев. Малер: жизнь земная
Шаманский круг мифов. Весна – лето – осень – зима – и снова весна
От редакции
Последний выпуск 2014 года мы посвящаем весьма непростой теме – проблеме зла. Юнгианский анализ в сравнении с другими методами психотерапии предоставляет злу наиболее отчетливое место в картине внутренней реальности. Зло снаружи, как и зло внутри, неизменно присутствует в современной реальности. По утверждению Мюррея Стайна, «…тысячелетия технического прогресса не привели к прогрессу нравственному, и в ХХ веке проблема зла остается одной из самых актуальных и животрепещущих. Безусловно, все крупные мыслители нашего столетия так или иначе касались вопроса о зле, ведь эту проблему можно назвать основной темой так быстро вступающего в свои права ХХI века».
Ведущие авторы этой темы – Джеймс Хиллман, который в своей парадоксальной манере размышляет о «пользе» предательства, и Мюррей Стайн с подробным анализом юнговского исследования проблемы зла. Елена Вавилова (Ярославль) рассматривает психоаналитический и юнгианский подходы к проблеме зла, архетип Тени как воплощение зла и способы его интеграции. В работах наших коллег Елены Сладоевич-Матич из Сербии и Юлии Власовой (Рязань) представлены психотерапевтические технологии работы с Тенью.
По традиции в последнем номере уходящего года мы знакомим читателей с некоторыми событиями в жизни юнгианского сообщества. В этом выпуске коллеги поделятся с нами своими впечатлениями о поездках,
связанных с Юнгом: Наталья Серебренникова расскажет о поездке в Боллинген (проект Института практической психологии и психоанализа), а Галина Решетняк – о путешествии в Индию на лекции Ашока Беди (проект Московской ассоциации аналитической психологии).
Выходя из темного времени года и «темных» тем, мы, разумеется, желаем читателям побольше света – и в свете этого – новых удачных профессиональных проектов. Со своей стороны обещаем, что в следующем
номере тема «тьмы» продолжится, иначе свет не будет заметен.
Елена Пуртова, Юлия Власова, Мария Лосева
Оглавление
Мюррей Стайн. Введение к книге «Юнг о проблеме зла»
Елена Вавилова. Архетип Тени как проблема зла
Юлия Власова. Специфика взаимоотношений в диаде Эго–Тень в психодраматической технике «Моя Тень»
Шаманский круг мифов. Весна – лето – осень – зима – и снова весна
Аналитическая психология и искусство
Ави Бауманн. Путешествие в мир теней (окончание)
Петр Подлинев. Малер: жизнь земная (окончание)
Наталья Серебренникова. Камни у тихой воды под серым небом