ДУХОВНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ В БУТАН 04 ноября – 16 ноября 2024

Духовное путешествие МААП в Бутан

 

Новое Духовное путешествие поведёт через знакомые нам зелёные Гималаи Сиккима, где мы поприветствуем величественную Канченджангу, бесконечно восхищающую сменой цветов рассветно-закатных своих одеяний, напоминая о картинах Николая Рериха, прикоснёмся к святыням, оставшимся для нас сокрытыми в прошлом сиккимском путешествии и пересечём границу в направлении нашего основного места паломничества. Мы отправляемся в таинственную Страну Дракона, Друк-Юл - некогда неприступное и закрытое Королевство Бутан
!

Расположенный между Индией и Китаем, Бутан привлекает своими природными красотами, сочетающими горные пейзажи Восточных Гималаев со строгими лесами, густыми джунглями и равнинами, заросшими высокими травами. Высочайшие семитысячники красуются гирляндой снежных шапок и ледников, таяние которых рисует нити движения вод на скальных откосах, соединяющихся в водопадах и горных реках. Бурное течение рек образовало крупные изогнутые ущелья и создало островки жизни на узких крохотных долинах, где обосновалось малочисленное местное население.

Государственная религия Бутана - буддизм, появившийся здесь ещё во II веке и значительно распространившийся с появлением на бутанской земле родоначальника тибетской линии буддизма, легендарного йогина Падмасамбхавы, считающегося в регионе Вторым Буддой. Основной школой закрепилась Друкпа Кагью йогической традиции «красношапочников», делающей основной акцент на практической части Учения. Это традиция тантрического буддизма, опирающаяся на фигуры индийских йогинов Тилопы, Наропы, Марпы и его знаменитого ученика Миларепы, фильм о котором мы посмотрели в нашем передвижном юнгианском киноклубе в прошлом паломничестве в Сикким.

Буддизм в Бутане лежит в основе мировоззрения местных жителей и прочно вплетён структуру государства. Являющийся конституционной монархией, где король считается воплощением Небесного Дракона, Бутан стал единственной страной мира, главная задача правительства которой состоит в том, чтобы сделать счастливым каждого её гражданина. Для этого создана специальная Комиссия по всеобщему народному счастью.

Бутан - важнейшее место паломничества, сохранившее как пещеры, где практиковали, достигая высот реализации Падмасамбхава и Миларепа, так и легендарные монастыри, в стенах которых, знания и практики передаются неиссякаемым источником потоков Учения и по сей день, питая всё человечество.

Для большего погружения мы подготовим лекции по Буддизму хорошо известного вам юнгианского аналитика, супервизора и психиатра Ашока Беди и фильмы известных бутанских кинорежиссеров, которые вместе посмотрим в ходе паломничества по местам силы Страны Дракона.

Жду ваши заявки, вопросы и уточнения по адресу: alexander.pilipyuk@mail.ru

 

Программа

День 1. 04/11. Москва-Дели

Москва-Дели. Вылет из Москвы в Дели.

День 2. 05/11. Дели-Багдогра-Намчи.

По прибытии самостоятельный переезд во внутренний а/п для перелета в Багдогру. По прилёту трансфер и переезд в столицу Южного Сиккима, городок Намчи (ок.3,5ч.), размещение в отеле и отдых.

День 3. 06/11. Намчи-Равангла.

После завтрака мы отправимся в расположенную рядом Раванглу, а по пути заедем в Чайный сад Теми, чтобы посмотреть, как растёт один из лучших чаёв в мире, высококачественный Temi Tea. Окружённая заповедными лесами плантация органического чая была разбита здесь, на изгибе холма, в 1969 году. Растительность окружающих плантацию угодий включает японские кедры, вишню, магнолии, корицу, кардамон и многое-многое другое, что не могло не отразиться на вкусовых особенностях чая. Процесс выращивания и производства полностью исключает химические добавки и усилители роста. Ежегодно на плантации производится около 100 тонн чая. Мы, конечно же, продегустируем легендарный чай и прикупим домой.

Выпив чаю, мы отправляемся в Татхагата Цал или Будда Парк, в центре которого возвышается освящённая 14-м Далай-ламой 40-метровая статуя Будды. Под основанием исполинской статуи, отлитой из 60 тонн меди, расположен огромный зал, искусно расписанный образами гневных божеств по внутренним стенам и сценами из жизни Будды по внешним. Освещая статую Татхагаты Цал в 2013 году, Далай-лама провёл ритуал Ваджракилаи, гневного защитника Учения, с которым исторически связано это место. Ваджракилая считается гневным проявлением Будды Амогхасиддхи, но воплощает просветлённую деятельность всех Будд. Ваджракилая помогает преодолевать все виды препятствий и устранять силы, враждебные состраданию, для чего его практика считается самой мощной.

Возвращение в отель Намчи, отдых.

День 4. 07/11Намчи.

После завтрака нас ждёт путь к холму Самдрапце, на деле являющемуся спящим вулканом, на вершине которого возвышается 41-метровая статуя Драгоценного Учителя Падмасамбхавы, легендарного йогина и основателя тибетского буддизма, подчинившего местных духов, освятив и благословив земли Сиккима. Самдрупце или Холм исполнения желаний описан в древних легендах. На протяжении столетий буддийские монахи приходят сюда для совершения ритуалов и вознесения молитв вулкану, дабы сон его был крепок. Статуя на холме Самдрупце считается самой большой статуей Гуру Ринпоче в мире.

Этот район славится видами на третью по высоте горную вершину мира, священную Канченджангу. Гора станет молчаливым свидетелем нашего паломничества к святыням Сиккима. Следующая из них - это комплекс Чардхам, разместивший вокруг гигантской статуи Шивы копии четырех святых мест паломничества в индуизме, расположенных в разных концах Индийского субконтинента: Пури на востоке, Рамешварам на юге, Дварка на западе и Бадринатх на севере. Этим паломничеством мы заложим камень намерения в основание будущих духовных путешествий к четырём святыням.

Здесь также установлена статуя Шивы в образе охотника, описанного в Махабхарате в эпизоде, когда Арджуна пребывал в аскезе дабы получить от Шивы самое мощное оружие в индийской мифологии - Пашупатастра, чтобы победить Пандавов в битве при Курукшетре. Считается, что именно здесь Шива предстал перед Арджуной в образе охотника и поднёс ему оружие, способное уничтожить всё человечество. Как мы знаем из мифа, Арджуна мудро решил никогда не использовать Пашупатасра. Комплекс Чардхам окружен копиями 12-ти Джьотирлингамов или Лингамов Света. К некоторым из них мы уже совершили паломничества, здесь мы зародим намерение добраться до остальных.

Заедем мы и в Золотой храм Саи Бабы, великого святого и гуру из Ширди, почитаемого и мусульманами, и индусами как одно из воплощений Шивы. Святой, жизнеописания которого начинаются с 16-летнего возраста, в которых он предстаёт медитирующим под деревом, известен своим стремлением примерить ислам и индуизм. Он совершал намаз и жил в мечетях, пел мантры и молился в индуистских храмах. Саи Баба считал, что молится и воздаёт хвалы Единому Богу. «Sabka Malik Ek», говорил он, «У всего только один Властелин». Он ушёл также как и жил, не имея никакого имущества, в покое и медитации, лёжа на коленях одного из своих учеников. Саи Баба советовал своим последователям жить мирской жизнью, не оставлять семью и свой привычный быт, но читать Коран мусульманам, Бхагавад Гиту и Рамаяну индусам, а главное - усердно молиться, воспевать имя Господа, вести праведную жизнь и помогать другим людям. Развитие двух качеств он считал духовной основой - Веры и Терпения.

Возвращение в отель Намчи, отдых.

День 5. 08/11. Намчи-Джайгаон.

После завтрака мы выезжаем к границе Индии и Бутана, в деревню Джайгаон (ок.5,5ч). Дорога пролегает по живописной природной местности с водопадами и лесами, реками и видами, вызывающими восхищение и дарующими умиротворение. Мы будем делать остановки, чтобы насладиться видами, запечатлеть на фото и отдохнуть.

Ночь в отеле Джайгаона.

День 6. 09/11. Джайгаон-Тхимпху.

Утром мы пересечём границу, въедем в Королевство Бутан и направимся в сторону столицы, города Тхимпху (4,5ч.).

По приезду в Тхимпху прогуляемся по городу и зайдем в Ташичо-дзонг - крепость, построенную в XIII веке на берегу реки Ванг-Чу как буддийский монастырь, где ныне располагается правительство страны, и совершим ритуальный обход (кору) Чортена Тхимпху или Мемориальной Ступы, построенной в честь третьего короля Бутана его матерью. Белоснежную ступу с золотым шпилем и колокольчиками на верхушке часто называют самой заметной религиозной достопримечательностью Бутана. Симток-дзонг, до которого лежит наш дальнейший путь, был построен в 1629г. среди красочного леса. Дзонг (крепость-монастырь) в настоящее время переоборудован в Буддийский университет, где изучают буддизм и язык дзонг-кэ, официальный язык Бутана. Всего в Бутане насчитывается 25 языков.
Ночь в отеле Тхимпху.

День 7. 10/11. Тхимпху.

Мы продолжим знакомство со столицей Бутана с самой большой в стране статуи сидящего Будды, возведённой в 2015 году в честь 60-летия четвёртого короля Бутана. Огромная 54-метровая бронзовая статуя блестит позолотой на солнце, подмигивая солнечными лучами жителям города. Их в Тхимпху больше ста тысяч и блеск Будды символизирует свет истинной природы Будды внутри каждого из них - внутри статуи установлено 125 тысяч маленьких бронзовых Будд.

Мы полюбуемся видом на город с холма высотой 2685 метров, где установлена радиовещательная телевышка. Смотровая площадка Сангайганг привлекает туристов панорамными видами на всю долину, любителей пешего туризма живописными тропами, а местных жителей стоянками для пикников и спокойствием после городской суеты.

Мы осмотрим Национальную библиотеку Бутана, построенную в 1967г. для сохранения и продвижения богатой культуры и религиозного наследия Бутана, посетим Институт традиционной медицины, где собраны травы и лекарственные растения с самых отдалённых уголков бутанских Гималаев, из которых здесь готовят таблетки, мази и целительные чаи, помогающие ото всех видов недугов, вызванных не только физиологическими причинами, но и влияниями злых духов. Зайдём на рынок, куда съезжаются фермеры со всей страны, чтобы предложить широкий ассортимент свежайших продуктов, ремесленных изделий и одежды; заглянем в Школу искусств и ремёсел, где дети учатся тринадцати традиционным видам искусств Бутана, а также в Национальный институт Зориг Чусум, созданный правительством для продвижения традиционных форм современного искусства Бутана. Зориг Чусум переводится как Тринадцать ремёсел. Тринадцать форм искусств Бутана это: традиционная живопись, скульптура, резьба по дереву, бронзовое литьё, изготовление бумаги, каллиграфия,  ткачество, вышивка, каменная кладка, столярное дело, бамбуковое и тростниковое плетение, ювелирное и кузнечное дело.

Ночь в отеле Тхимпху.

День 8. 11/11. Тхимпху-Пунака.

Сегодня торжественный день. В Тхимпху открывается Фестиваль Деченпху Цечу, поэтому мы отправляемся в монастырь Деченпху, расположенный в северной части долины Тхимпху, чтобы принять участие в красочном действе. Это один из ярчайших и любимейших фестивалей для местных жителей, а также для приезжих, заинтересованных в глубоком изучении культуры Бутана. Окружённые величественными Гималаями, мы станем свидетелями религиозных танцев масок, имеющих глубинное духовное значение для бутанцев. Это буддийские ритуальные танцы, исполняемые монахами, одетыми в яркие костюмы и красочные маски божеств. Фермеры и самые обычные бутанцы с разных концов страны съезжаются на праздник, беря перерыв в своей наполненной трудом жизни. Звуки традиционных музыкальных инструментов заполняют долину. Посетители надевают свои лучшие наряды и встречаются в пространстве фестиваля. Для нас это уникальная возможность не только познакомиться с культурой в её ярчайшем проявлении, пообщаться с местными жителями в момент их общности и культурной гордости, но и поучаствовать в коллективной духовной практике.

Во второй половине дня мы выезжаем в Пунаку (ок.3ч.). Дорога ведёт через Перевал Дочула (3100м.), где на фоне захватывающих видов восточных Гималаев, расположились знаменитые 108 ступ или чортенов, возведённых королевой-матерью, и монастырь. Мы проведём некоторое время в этой обители великолепия и безмятежности. Заедем мы и в монастырь Чими Лхаканг буддийской школы Друкпа Кагью, построенный в 1499г. Место для постройки монастыря было благословлено знаменитым буддийским учителем Махамудры Друкпа Кюнле (1455-1529) по прозвищу «Святой Сумасброд». Он известен как поэт и яркий персонаж бутанского фольклора, о котором слагают притчи и легенды. Как и о монастыре Чими Лхаканг, паломничество в который, по заверениям местных жителей, дарует исцеление от бесплодия, что привлекает бездетные пары со всего Бутана.

В Пунаке мы зайдём в Дзонг XVII века, носящий название «Дворец великого счастья» и бывший зимней резиденцией короля во времена, когда Пунака была столицей Бутана. Строительство этой крепости-монастыря в живописном слиянии рек Мо-Чу и Ло-Чу было предсказано ещё Падмасамбхавой.

Пройдёмся мы и по одному из самых длинных подвесных мостов в Бутане (250м.), сделанному из цельных деревянных досок и покрытому разноцветными буддийскими флажками. С моста открывается вид на реку, над которой подвешен мост, и всю долину, раскинувшуюся среди холмов и горной гряды.

Ночь в Пунаке.

День 9. 12/11. Пунака-Паро.

После завтрака выезжаем в сторону Паро (ок.4ч.), а по пути посетим Университет Наланды, построенный в 1757 году. Это школа для буддийских монахов или шедра. Наланда означает «Ненасытное даяние». Монастырь был основан Гьялвангом Шакья Ринчен Ринпоче, считающимся реинкарнацией Речунга Дордже Дракпы, одного из двух выдающихся учеников великого йогина и учителя Миларепы. Монастырь был построен в то время, когда Индийский Университет Наланды уже считался священным местом для паломников, но путь до него был долог и полон опасностей. Поэтому местный монастырь был построен как Вторая Наланда и притягивает паломников, как сакральнейшая из святынь.

Обязательное место для посещения в Паро - это его аэропорт. Один из самых живописных в мире, он, зажатый среди горных вершин, поражает воображение. Здесь, на смотровой площадке на вершине холма, мы станем свидетелями захватывающих дух взлётов и посадок самолётов по маленькой и короткой полосе в узенькой долине. Только самые опытные пилоты могут летать в Паро, на манёвры которых без удивления и содрогания не взглянешь.

Дальше нас ждёт другая обязательная к посещению достопримечательность, не только культурная, но и религиозная - один из самых древних монастырей тибетского буддизма Кьичу-лакханг, построенный королём Тибета в VII веке. Легенда гласит, что король Сонгцен Гампо возвёл этот монастырь как один из 108, призванных пригвоздить к земле гигантскую демоницу, закрывшую своим телом Тибет и все Гималаи. Монастырь Кьичу располагается в районе подошв демоницы.

Заглянем и в Национальный музей Бутана, открытый в сторожевой башне Та-дзонг, возвышающейся над Паро. Построенный как сторожевое укрепление в 1641 году, дзонг, использовался и для размещения солдат, и для содержания пленных. В 1968 году Та-дзон был переоборудован в музей третьим королём Бутана и шесть его этажей заполнились важнейшими предметами национальной культуры и религий Бутана.

И конечно же, мы своими глазами увидим деревянным крытый мост Ньямаи Зам, построенный в традиционном стиле, и ведущий в Ринпунг-дзонг или Паро дзонг - крупный монастырь буддийской школы Друкпа Кагью, внутри которого расположились 14 храмов и алтарей, а также администрация района Паро. Это очень естественное для Бутана соседство. В этом монастыре Бернардо Бертолуччи снимал свой знаменитый фильм «Маленький Будда».

Ночь в Паро.

День 10. 13/11. Паро.

Сегодня путь ведёт к центральному месту нашего паломничества - монастырю Такцанг-лакханг - в переводе «Логово тигрицы». Монастырь был возведён на высоте 3120м. в 1692 году вокруг более древних святынь - скальных пещер, где в VII веке медитировал Падмасамбхава, которого в северном буддизме считают Вторым Буддой и лаского называют «Драгоценный Учитель», Гуру Ринпоче. По одной из легенд, в эти пещеры Гуру Ринпоче прилетел, сидя на спине тигрицы, которая суть усмирённые свойства ума. Другая легенда гласит, что в эту тигрицу, на спине которой Падмасамбхава облетел весь Тибет и Гималаи, превращалась его супруга, тибетская принцесса и просветлённая дакиня Еше Цогьял, что для юнгианцев становится прекрасным символом его Анимы, проводницы к Самости. С её помощью Гуру Ринпоче оказался в этих пещерах, где задержался для практик тантрического буддизма на 3 года 3 месяца и 3 дня, в результате чего осознал и проявил восемь своих манифестаций, приручив демонов и освятив пространство.

Тем из нас, кто пока не оседлал летающую тигрицу, предстоит пеший подъём, половину которого можно преодолеть на спине лошадки, которых местные жители предлагают за дополнительную плату. Для восхождения нам понадобится удобная обувь и одежда, вода и ранний подъём. Полезными могут оказаться трекинговые палки. Путь к монастырю, зависшему на скале, пролегает через сосновые леса, наполняющие ароматами и чистейшим воздухом, через водопад, обрывающийся на 100 метров вниз и по мосту между склонами гор. Маршрут невероятно красивый, а место сильнейшее, но потребует от нас времени и сил, поэтому на него у нас выделен целый день. Бутанцы считают, что одно только пересечение порога этого монастыря дарует величайшее благословение.

Ночь в Паро.

День 11. 14/11. Паро-Пхунчолинг-Джайгаон.

Завтракаем и начинаем наш постепенный путь обратно. Сегодня мы доберёмся до городка Пхунчолинг (ок.2.5ч.) на самой границе с Индией. Поразительная разница с двух сторон от границы, на каждой из которых своя культура и народ, атмосфера и образ жизни. В бутанском Пхунчолинге царит спокойствие, порядок и чистота. По ту сторону границы лежит уже известный нам Джайгаон, с него начинается индийская Западная Бенгалия, где по-индийски шумно и суетно.

В Пхунчолинге мы познакомимся с городом, осмотрим один из старейших монастырей в Бутане - монастырь Карбанди, расположившийся над долиной в окружении хвойных деревьев и зайдём в маленький храм Зангтоперли, построенный как миниатюрная копия небесного дома Падмасамбхавы. Затем переходим границу и останавливаемся в отеле Джайгаона.

Ночь в Джайгаоне.

День 12. 15/11. Джайгаон-Багдогра-Дели.

После завтрака мы едем до аэропорта Багдогры (ок.4ч.), откуда вылетаем в Дели. По прилёту желающие могут продолжить путешествие и перелететь к морю, где под шум волн лучше всего усваиваются впечатления от проделанного путешествия. Остальных ждёт трансфер в один из торговых моллов Дели, где можно будет хорошенько заземлиться - модницы закупятся индийскими сари, изделиями из шёлка и мягчайшего хлопка, а также поужинаем перед вылетом домой.

Вечером трансфер в аэропорт для вылета в Москву.

День 13. 16/11. Дели-Москва.

Перелёт из Дели в Москву.

Запись в группу и вопросы: Александр Пилипюк <alexander.pilipyuk@mail.ru>